• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что такое регуляторная политика?

Регуляторная политика (regulatory policy) - широкий спектр форм регулирования предпринимательской деятельности в форме создания условий, различного рода допусков на рынок, установления обязательных требований к продукции и процессам, контрольно-надзорных процедур, запретов, ограничений, преференций и т.п.), а также механизмы прогнозной и ретроспективной оценки эффективности такого регулирования.


Современная регуляторная политика рассматривается в качестве одного из трех основных рычагов, находящихся в распоряжении правительств (наряду с налоговой политикой и денежно-кредитной политикой), чтобы управлять экономикой и способствовать благосостоянию граждан. С другой стороны, обществу необходимы правила, которые определяют нашу безопасность и здоровый образ жизни. Но, когда эти правила плохо продуманы (не просчитаны), они могут помешать запуску и ведению нового бизнеса, торговле с другими странами или получению нужного документа. Что ещё хуже, эти правила могут быть неэффективны в достижении заявленных целей, и не защитить безопасность и здоровье граждан. Как результат, граждане и бизнес теряют доверие к институтам, а издержки следования избыточным требованиям ложатся тяжелым грузом на экономику.

Слагаемые успеха современной регуляторной политики:

  • снижение административных барьеров
  • технико-юридические улучшения (правовые эксперименты, регуляторные песочницы, фиксированные дни вступления актов в силу, ясный язык правотворчества, «электронные досье» НПА и т.п.)
  • оценка (анализ) регулирующего воздействия, проводимая как исполнительной, так и законодательной властью – ядро регуляторной политики
  • публичные консультации с использованием IT-решений
  • построение баз и платформ данных в целях монетизации эффектов для бизнеса, граждан, госорганов и подведомственных организаций
  • использование подходов поведенческой экономики ("подталкиваниe")
  • кооперация сопричастных лиц - государственных (правительство, парламент, Счетная палата, ведомства) и негосударственных (бизнес, НКО, объединения граждан)

Регуляторная политика в зарубежных странах 

Развитые страны в течение последних 30+ лет пережили постепенную эволюцию от идеи «меньше регулирования» (less regulation) к более комплексному «качественному регулированию» (better regulation), и, наконец, к Регуляторике 3.0 - "умному регулированию" (smart regulation).

В марте 2012 году вышли «Рекомендации по регуляторной политике и управлению», включившие 12 принципов надлежащей регуляторной политики:

  1. Общегосударственная политика качественного регулирования на самом высоком политическом уровне
  2. Прозрачность и участие в процессе регулирования
  3. Надзор за целями и процедурами регуляторной политики
  4. Включение ОРВ на ранней стадии разработки НПА
  5. Систематическая плановая проверка действующих НПА
  6. Регулярная публикация отчетов о регуляторной политике
  7. Контроль за функциями регуляторных органов
  8. Проверка обоснованности контрольно-надзорной деятельности
  9. Применение оценки и управления рисками
  10. Обеспечение согласованности НПА на наднациональном, национальном и субнациональном уровнях
  11. Развитие регуляторной политики на субнациональном уровне
  12. Учет влияния на отношения за пределами юрисдикции

Международные индикаторы регуляторной политики

Помимо рейтингов "Doing business - Measuring Business Regulations" Всемирного банка и The Global Competitiveness Index Всемирного экономического форума, в международной практике существует два более специализированных рейтинга качества регуляторной среды:

  • рейтинг качества регулирования (Regulatory Quality Ranking) - один из шести индикаторов государственного управления (World Governance Indicators), ежегодно рассчитываемых Всемирным банком;
  • сфера «Регулирование бизнеса» (Area 5c. Business regulation) индекса Economic Freedom of the World Института Фрейзера (Канада).

Совершенствование регуляторной политики в России

В настоящее время одним из ключевых препятствий для социально-экономического развития в Российской Федерации является действующая система нормативного правового регулирования общественных отношений, которая характеризуется избыточностью и постоянным ростом количества и объема требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами, а также отсутствием эффективных механизмов контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в сфере нормативного правового регулирования и системной оценки эффективности самого регулирования, позволяющей не только ограничивать рост регуляторной нагрузки, но и сокращать её значимым образом.

Для формирования интегрированной регуляторной политики наибольшую актуальность представляет обоснование комплекса мер, учитывающих международный опыт и опирающихся уже на созданные в Российской Федерации механизмы по следующим направлениям:

  • Определение специального механизма устранения избыточного и неэффективного нормативного правового регулирования (дерегулирования);
  • Систематизация действующих нормативных правовых актов, существующих инструментов регуляторики, а также внедрение новейших передовых инструментов регуляторной политики и переход к полному циклу оценки регулирования;
  • Методическая, организационная и экспертно-аналитическая поддержка.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.