• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В ЦСР прошел экспертный семинар по поведенческому регулированию

Директор Центра ОРВ Д. Цыганков выступил на экспертном семинаре «Перспективы применения поведенческих подходов в российской регуляторной политике», который прошел 26 апреля в ЦСР.

Открыла семинар вице-президент Центра стратегических разработок Мария Шклярук.

Тематика поведенческого регулирования (также - nudge, behavioural insights applied to policy) в последние полтора десятка лет проделала стремительный путь от первых академических публикаций к авансцене науки и государственного управления. На смену прежней уверенности регуляторных органов, что поведение адресатов хотя бы ограниченно рационально, что они обладают достаточной информацией о явлениях и процессах, способны принять «выгодные» для них решения, пришло понимание бОльшей сложности мотивов принимаемых решений и неизбежных когнитивных искажений всех участников общественных отношений. Это развитие маркируют не только две нобелевские премии «за поведение» (Д. Канеману в 2002 и Р. Талеру в 2017), но и распространение поведенческих подходов на всё новые отраслевые и секторальные политики. По данным ОЭСР, на апрель 2018 более чем в 20 странах созданы т.н. nudge units в госорганах, а всего около 200 организаций по всему миру, в том числе – неправительственных и международных – специализируются на приложении поведенческих подходов, и их число продолжает расти.

На 1-й сессии семинара директор Центра ОРВ Даниил Цыганков рассказал о потенциальном "союзе" поведенческого подталкивания и регуляторной политики, а начальник отдела проектов в сфере ОРВ Института оценки программ и политик Алексей Ефремов - представил варианты формирования подразделений по поведенческому регулированию за рубежом.

В рамках подготовки подраздела по регуляторной политике для "Стратегии развития страны 2018-2024" были произведены сопоставления иностранного опыта и потенциальных сфер приложения поведенческого регулирования в России, и данный спектр простирается от снижения уровня закредитованности населения, снижения уровня уклонения от уплаты налогов до борьбы с картелями, от стимулирования населения к снижению потребления электроэнергии и воды / к раздельному сбору мусора до сокращения количества неправильно заполненных заявлений граждан и бизнеса. Потенциальные интерессанты «наджа» - не только госорганы, но и бизнес (кредитные организации, фармацевтические компании, производители электроники, операторы сбора мусора, коллекторские компании и др.). Поэтому на 2-й сессии семинара были представлены кейсы о первых приложениях behavioural insights в России - в работе сотрудников полиции (зав. международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин) и в частноправовых отношениях (директор юридического института "М-Логос" Артём Карапетов).