Доцент Департамента политики и управления Даниил Цыганков выступил на Петербургском международном юридическом форуме
18 мая 2021 года доцент Департамента политики и управления Факультета социальных наук НИУ ВШЭ Даниил Цыганков выступил на дискуссионной сессии "Как написать хороший закон?", организованной компанией "Гарант" и включенной в деловую программу Петербургского международного юридического форума.
В онлайн-сессии, которую модерировал зав. кафедрой теории и истории права факультета права НИУ ВШЭ Владимир Исаков, с докладами выступили: Ирина Алебастрова, зав. кафедрой Всероссийского государственного университета юстиции (о вопросах экспертного обеспечения законотворческого процесса как фактора его демократизации и профессионализации), Михаил Краснов, зав. кафедрой конституционного права НИУ ВШЭ (о парламентах как важнейшем факторе качества законов), Наталья Ткаченко, руководитель производственного управления компании «Гарант» (об измерении стабильности законодательства).
Даниил Цыганков в своем выступлении («Риски ре-регулирования и обход процедур повышения качества нормотворчества») обратил внимание, что международный опыт дерегулирования и «регуляторных гильотин» говорит о том, что вскоре приходит волна ре-регулирования. Отмененные нормы, изданные когда-то в парадигме command&control, имеют свойство «гальванизироваться» резонансными событиями, которые требуют от политиков, думающих об электорате и ближайших выборах, немедленного ответа. На анализ истинных проблем у них не находится времени, как и на анализ полной картины возможных последствий «коврового» регулирования, расчет баланса издержек и выгод.
Чтобы российской регуляторике не вернуться в колею, необходим набор системных мер, способствующих соблюдению принципов «умного регулирования» и повышению шансов на закрепление успеха реформы, в том числе – производства «умных правил» (в терминах регуляторной политики) / написания «хороших законов» (в терминах юриспруденции):
Во-1-х, реинжиниринг системы ОРВ, в том числе ликвидировать возможности обхода ОРВ в исполнительной власти (до конца 2021), а к середине 2022 - ввести работающие системы ОРВ в Госдуме и Центробанке;
Во-2-х, развитие баз данных для получения обоснованных оценок для доказательного регулирования, в том числе - формирование реестра обязательных требований, содержащего сведения о затратах (издержках) на их исполнение, рассчитываемых на основе Big Data и данных участников отрасли;
В-3-х, усиление координирующей роли Правительственной подкомиссии по «регуляторной гильотине» (и недавно созданного Управления экспертизы и планирования аппарата правительства), которые должны «принуждать» и ФОИВы, и бизнес к доказыванию необходимости введения / сохранения регулирования;
В-4-х, введение вместо принципа один-за-один подходов один за два / за множество, и его жесткая имплементация. Таким образом, даже если регуляторы сейчас будут вводить новые нормы, им одновременно придется отменять две или больше соразмерных норм / обязательных требований;
В-5-х, запуск масштабной программы переобучения сотрудников ФОИВов методам анализа затрат регулирования и доказательной разработки обязательных требований.
Материалы:
Репортаж на Право.Ру: На ПМЮФ 9 ¾ обсудили, как написать хороший закон
Репортаж на сайте «Гаранта»: Компания "Гарант" провела дискуссионную сессию в рамках ПМЮФ