• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обновленная повестка для российской регуляторной реформы

Российская регуляторная реформа приближается к точке бифуркации: всё только начинается? или 01.01.21, с завершением "регуляторной гильотины", она выдохнется?
Надеемся на лучшее, и поэтому зададимся вопросом - какие темы войдут в новую повестку российской регуляторики?

Обновленная повестка для российской регуляторной реформы

Тематика исследований, проектов, но и студенческих/выпускных/аспирантских работ в ведущих вузах (именно выпускникам ближайших лет предстоит активно включиться в реформу).     
Во-1-х, важную роль сыграет междисциплинарность - к regulatory policy уже мостятся nudge, compliance и performance audit. Во-2-х, идея доказательности (evidence-based) не только объединяет как ОРВ, так и оценку политик и программ, но и сама питает новую надежду на бигдата (data-driven impact evaluation). Далее, разнообразие инструментов регуляторики и счётных подходов звучит многообещающе для транспарентных реестров обязательных требований и wiki-образных платформ нормотворчества. Last but not least, венчурное предпринимательство итехнологические инновации, возможно, вдохнут новую жизнь в полузабытый technology assessment и наполнят смыслами модные "регуляторные песочницы"?   

Итак, long list перспективных тем на примере того, что нарисовалось у меня на этот учебный год (+ на пару следующих) ->> в качестве курсовых и выпускных работ для бакалавриата и магистратуры нескольких факультетов НИУ ВШЭ (факультеты социальных наук / коммуникаций, медиа и дизайна / мировой экономики и мировой политики /  права / компьютерных наук / экономических наук / гуманитарных наук / Институт статистических исследований и экономики знаний):
- «Подталкивание» (nudge) как инструмент совершенствования регуляторной политики;
- Дерегулирование, ре-регулирование и комплаенс в эпоху коронавируса;- Особенности реализации регуляторной политики в азиатских странах (Япония, Южная Корея, Сингапур);
- Эволюция регуляторной политики в Германии в 2000-е годы;
- Разработка подходов к формированию и оценке обязательных требований в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности (по отраслям/сферам деятельности);
- Реализация механизма "регуляторной гильотины" по отраслям (образование, здравоохранение, транспорт и т.д.);
- Оценка социально-экономической эффективности государственного регулирования определенного рынка/отрасли (подакцизные индустрии, нездоровая пища, телеком, и т.п.).;
- Регуляторная политика в российской рыбопромышленной отрасли;
- Современные инструменты нормотворчества с истекающим сроком действия (правовые эксперименты, регулятивные песочницы, законодательство "заходящего солнца");
- Современные инструменты регуляторики (ретроспективная оценка, модель стандартных издержек, one in - one/two/X out и др.);
- Технологическое венчурное предпринимательство и инструменты регуляторной политики (Technology assessment, экспериментальные правовые режимы и др.);
- Использование ОРВ-образных процедур в парламентах зарубежных стран / в наднациональных органах регулирования (ЕС, ЕАЭС);
- Использование процедурных и регуляторных инструментов (ОРВ, ОФВ, АКЭ, ФЭО) в работе корпоративных подразделений по связям с государственными органами;
- Регулирование и контроль, основанные на "больших данных" / цифровых технологиях как элемент "доказательной" политики;
- Зарубежный и отечественный опыт оценивания программ и политик;
- Нормативно-правовое и организационное обеспечение оценивания государственных программ и стратегического аудита;
- Интеграция оценки программ и проектов в деятельность государственных органов и некоммерческого сектора;
- Роль высших органов аудита в формировании национальных систем оценки программ и проектов.